Великдень Дажбожий.

РОЖДЕСТВО ЯРИЛА, ЯРИЛО КРАСНЫЙ.

Суть. Ярило в Поконе Рода Всевышнего суть весеннее проявление Деда нашего - Дажбога Трисветлого. В отдельных славянских краях, например в славянском Поволжье, Ярила начинали прославлять уже 3 марта. Но на святой Руси Яровые Святки начинали в день весеннего равноденствия (Рождество Ярилы) и завершались в день летнего солнцестояния (Кострубонько). В период между этими датами Ярило и его жена Леля прославлялись в своих разных возрастных проявлениях. Собственно на Великдень (24 марта) прославляется Ярило Красный (красивый, юный), побеждает молодое Солнце. 22 апреля наши предки проводили праздник Красной Горы, Лельник или Ладовицы. Тогда девушки пели веснянки и прославляли вечную любовь Всебожья Родового - Ладу-Матушку и дочурку ее Лелю. 24 апреля - Ярило Буйный (яровой, всепобеждающий), в настоящее время его зовут Урай-раєм, время засевания полей.  2 мая - Праздник Живы, Ярилицы (сорок день по Божичу), в этот день освящают весенние всходы силой Живы-Матушки (это известные Зеленые святки, которые завершаются 13 мая – Русальим Великднём). 24 июня - Смерть Ярилы, а 4 июля - его проводы.

Все очерченные даты четко соотносятся с естественными явлениями и движением звезд, о чем знали наши предки-земледельцы. Так, в частности, научное святознавство установило, что с 23 марта в Украине начинают цвести орешник и те деревья и кусты, которые цветут перед распусканием листвы. 22 апреля - расцветает ясень и те деревья и кусты, в которых листва и цветы распускаются одновременно. 10 мая - начинает цвести каштан, черешня и родит клубника. 20 июня - цветёт виноград и луговые травы, тогда же начиналась первая жатва.

Ярило от 24 марта до 24 июня приходит к нам в своих трех основных проявлениях - Ярило Красный (юность, пробуждение природы и земли), Ярило Буйный (зрелость, бушевание жизни, засевание), Ярило Ясный (старость, подведение итогов, жатва). Т.е. видим полное соотнесение с порами природы и возрастом человека.

Бог Ярило приходит к нам в белой одежде со снопом жита-пщеницы в левой руке и серпом в правой руке. На голове у него венок. Вместе с тем в белорусском обычае Ярило приезжает к людям на белом коне со снопом ржи в левой руке и мертвой головой в правой. Символика обеих образов Ярила - русского и белорусского - идентичная. Мертвая голова и  серп - символы Отца Велеса, царя мира предков и учителя хлебопашества: „это Велес научил Праотцам наших пахать землю, засевать целины и жать снопы колосистые” (Велесова книга). Велес передает Яриле свою бороду („велесову бородку”, последний сноп, скошенный на жатву, дидуха), чтобы из него была засеяна первая борозда. В этом заложено глубинное содержание наследственности поколений, дряхлый Велес передает сноп молодому Яриле, который засеет поле со старого зерна, чтобы родилась новая жизнь. Это символ неразрывности поколений и жизни, старость заменяется молодостью, старое зерно умирает, чтобы родить новое.

Довольно интересно, что все три календарных образа Ярила по частям сохранились у трех восточнославянских народов. В народоведении по этому поводу даже выделилось три Ярила: русский - пеший юноша, белорусский - новолуние на коне, русский - пеший старец. Все три Ярила четко вкладываются в единый образ Бога весеннего солнца и плодородности, который рождается, изобилует и умирает.

Нельзя обойти и воинского качества Ярилы, который одновременно переплетается с образом Бога-защитника и опекуна скота. Но эти качества мы шире раскроем в Большом Требнике, где затронем отдельно Праздники Ярила Буйного (Урай-Рай) и Ярила Ясного (Кострубонько).

Итак, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярового весеннего солнца - Ярилы, которое проводится во время весеннего равноденствия. Празднуя Великдень,

 мы прославляем  силу плодородия и буяния жизни, которая в разных ликах Рода Всевышнего - Ярилы, Лели, Урай-Раї, Ладе, Живе и Кострубонко приходит к православным.

Время проведения. День весеннего равноденствия.

 

Счетчик сайта

Яндекс.Метрика

Наши банеры

88-31

установить кнопку